Меню

Подростковый слэнг. Как на него реагировать?

29.10.2018 - Без рубрики

Статьи Детский досуг, отдых, творчество Подростковый слэнг. Как на него реагировать? Подростковый слэнг. Как на него реагировать? 13.04.2016 | Детский досуг, отдых, творчество Каждое новое поколение пытается чем-то выделиться на фоне многочисленных предшественников. Это проявляется в самых разных сферах, в том числе, и в языке. Как реагировать на подростковый слэнг? Нужно ли его запрещать? Как объяснить подростку, когда слэнг уместен, а когда – нет? Почему подростки используют слэнг Не нужно думать, что подростковый слэнг – это явление исключительно последних десятилетий. Наверняка, свои модные словечки и жаргонизмы были у юношей и девушек и сто, и двести лет назад, просто информация об этом не дошла до нас в какой-либо форме. Почему же подросткам свойственно «слэнговать» и придумывать свою собственную языковую реальность? Прежде всего, особые, «зашифрованные» словечки нужны молодым людям для того, чтобы обособиться от «официального» мира взрослых и передавать друг другу малопонятную для родителей «секретную» информацию. Слэнг также необходим подросткам, чтобы выделить «своих», произвести впечатление на представителей противоположного пола и «посторонних» людей смачными выражениями, и просто, чтобы внести некоторое разнообразие в порой слишком скучную и серую реальность. Кроме того, очень часто слэнг – это просто «ускоренная», сокращённая, неформальная версия слишком длинных слов (например, «госы» – государственные экзамены, «лаба» – лабораторная работа, клава — клавиатура, комп – компьютер и т.д.), которая позволяет экономить время и не напрягать понапрасну голосовые связки произнесением «многоэтажных» выражений. Поэтому не нужно думать, что слэнг – это исключительно негативное явление. Некоторые его разновидности совсем не засоряют язык, а наоборот делают его более ярким, эмоциональным и информативным. Существует общий и субкультурный подростковый слэнг. Если первый используют в своей повседневной речи многие подростки, то второй – только представители определённых, узконаправленных субкультур. Понадобится ли вам подростково-родительский словарь? Ещё с середины прошлого века подростки активно использовали в качестве слэнговых выражений видоизменённые и по-своему аранжированные англоязычные слова. Сейчас эта тенденция только усиливается, тем более, что в русском языке далеко не всегда обнаруживается такой же ёмкий, адекватный аналог. Поэтому, если вы не понаслышке знакомы с английским языком, то, возможно, вам и не понадобится какой-то особый подростково-родительский словарь, и вы без труда поймёте некоторые слэнговые выражения, принятые у современной молодёжи (юзать, копипастить, фейк, гоу и т.д.). Если вы – молодые родители, и ещё совсем недавно сами разговаривали так, что у ваших родители уши вяли, то, скорее всего, вам тоже не понадобится проходить курс знакомства с подростковым жаргоном. Вы без труда поймёте, о чём говорит ваш подросток, произнося такие слова и выражения, как «жесть», «кадр», «чика», «хипстер», «тролль», «байда», «башлять», «такие вилы, вообще», «в шок», «булками трясти» и т.д. Ну, и, конечно, если вы прекрасно знакомы с великим и могучим русским матом, вы без труда поймёте, что такое «пипец». Язык – это вирус Чаще всего, к слэнговым словам и выражениям прибегают дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет, хотя, не будет ничего удивительного в том, если вы услышите нечто подобное и от 5-летнего ребёнка, и от 30-летнего взрослого человека. Язык – это вирус, и все модные словечки и выражения распространяются в нём со скоростью эпидемии. Их можно услышать в самых разных местах, и «заразиться» ими ваш ребёнок может и на улице, и в детском саду, и в любом другом месте своей временной дислокации. Но пик употребления подобных слов, как правило, приходится на период с 12 до 18 лет. Дальше, по мере взросления, они используются в повседневной речи всё реже, хотя, есть и те, кто разговаривает на подростковом слэнге всю свою жизнь. Как на это реагировать? Казалось бы, ещё совсем недавно вы ходили с «чуваками» и «чувихами» на «сейшн», радовались всевозможным жизненным «ништякам», и очень удивлялись, когда «предки» просили вас разговаривать на нормальном языке. А сегодня вы сами мамы и папы, и вынуждены выслушивать вашего подростка, выражающегося отнюдь не на высокохудожественном литературном языке. Что делать, если он нахватался где-то модных словечек, и начал вовсю их использовать в семейных дискуссиях? Вряд ли в случае с подростковым слэнгом (как и со всем «подростковым») сработает тактика тотальных запретов и санкций. Скорее всего, это, наоборот, будет стимулировать подростка на ещё более глубокое изучение этой тематики. Лучше объясните ему, чтобы дома с родителями, при гостях, и во время «официальных» домашних вечеринок, он разговаривал на нормальном русском языке, без каких-либо эксклюзивных жаргонизмов, а со сверстниками, и теми, кто увлечён с ним одним и тем же хобби, пусть разговаривает на своём особом «диалекте». Если вы сами активно «слэнговали» в молодости, то вам будет не трудно понять вашего подростка, пытающегося разговаривать на своём эксклюзивном языке. Не нужно из-за этого сильно переживать.  Всё-таки, слэнг – это не мат, и пусть лучше он разговаривает с помощью модных словечек и выражений, чем матерится (интересно, кстати, что слэнг постоянно меняется, а вот мат веками остаётся неизменным!). Тем более, что некоторые молодёжные жаргонизмы, действительно, делают речь более яркой, «скоростной» и информативной, и иногда несколько гласных и согласных вполне могут успешно заменить чрезмерно громоздкую словесную конструкцию. Можно занять и более активную позицию. Если вы заметили в лексиконе вашего ребёнка не молодежные, а тюремные словечки, объясните ему, что они значат, и уместно ли ему использовать в повседневной речи то, что является основой словесного рациона уголовников. Если ваш подросток часто использует в речи «грязные» и «мусорные» слэнговые выражения, займитесь расширением его словарного запаса с помощью совместного или индивидуального чтения умных, креативных книжек. Объясните ему, что «слэнговать» и воспроизводить то, что придумали другие, может любой подросток, и это совсем не круто. Самовыражаться в среде сверстников нужно не за счёт смачных словечек и выражений, а с помощью великих дел и свершений в области спорта, музыки, Интернет-технологий, бизнеса и т.д. Если уж он так хочет выделиться среди других подростков своей речью и понравиться представителям противоположного пола, то пусть делает то, чего не могут позволить себе те, кто его окружает в школе, в секциях, в соцсетях и т.д. – выражается не «грязно», а красиво и чисто. Для этого нужно много читать, заниматься дикцией и следить за отсутствием «мусорных» слов в повседневных разговорах. Тогда и речь его будет литься, как горный поток. Если ваш подросток будет поглощать в больших количествах умные книжки и прекрасно знать мировую культуру, если у него будет отлично развито ассоциативное мышление, то вряд ли он будет разговаривать в повседневной жизни исключительно с помощью слэнга. Он будет чётко знать, когда можно попрактиковаться в употреблении модных молодёжных выражений, а когда нет, и одинаково уверенно будет пользоваться как уличной, так и высокой, литературной лексикой. Для того, чтобы извлечь ещё большую пользу и выгоду из этого увлечения подростка, предложите ему найти в русском языке несколько синонимов для популярных «особых» словечек. Ещё сильнее будет, если он придумает какие-то свои личные слэнговые слова и выражения. Если таким образом вы разбудите в нём тягу к словотворчеству, то это самым благоприятным образом скажется на развитии его творческой фантазии, и, возможно, даже послужит основой для выбора им будущей профессии на ниве написания креативных текстов. Ну, и, конечно, если вам не нравится уровень чистоты речи вашего ребёнка, вы должны подавать ему позитивный языковой пример, следить за своим «базаром» и отсутствием лишних, «мусорных» слов в повседневных разговорах. Тогда, возможно, и он заговорит, как профессиональный оратор!
 
Статья предоставлена: Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ