Меню

Как помочь ребенку раскрыть свой внутренний мир

29.10.2018 - Без рубрики

Статьи Детский досуг, отдых, творчество Как помочь ребенку раскрыть свой внутренний мир Как помочь ребенку раскрыть свой внутренний мир 09.03.2015 | Детский досуг, отдых, творчество Как сказал один знаменитый писатель, «существует лишь одно великое приключение – и это путешествие внутрь себя». Чтобы стать осознающей личностью, нужно иногда бывать наедине с собой, не испытывая при этом тревоги или скуки. В этом душевном пространстве ребенок творит, мыслит и предается мечтам, и эти процессы нужны для развития его личности. Как помочь ему раскрыть свой внутренний мир? Быстрее, выше, сильнее?.. Сегодня, как никогда, модно быть человеком действия, ведь действие по нынешним стандартам – это синоним успеха. Получить два университетских диплома и один MBA, окончить курсы веб-дизайнера, а заодно и кондитера, чтобы постить в инстаграмм фото своего «ягодного семифредо с шоколадным соусом», собирать лайки, делать головокружительную карьеру, успевать на фитнесс, а вечером наводить в доме блеск – чтобы соответствовать образу успешного человека, нужно все время куда-то спешить, бежать и держать себя в «струне». Неудивительно, что современные мамы стремятся и своих детей включить в эту беспрерывную гонку за успехом: с утра – школа, после – два кружка и три секции, поздно вечером — уроки, а сон неизвестно когда. Само понятие «свободное время» никакой свободы не предполагает. «Что ты сидишь без дела? – сурово спрашивают деловые мамы своих детей – Ну-ка займись чем-нибудь полезным». Однако, по мнению детских психологов, если включать ребенка в режим перегрузок и без перерыва менять один вид деятельности на другой, пользы от этого не будет. Ребенку необходимо побыть наедине с собой, поскольку сильное внешнее влияние мешает гармоничному развитию его внутреннего мира. А этот внутренний «багаж» ему просто необходим для того, чтобы стать самостоятельным. «Безоценочное» творчество Для раскрытия внутреннего мира ребенка в выходные или на каникулах давайте ему возможность побыть создателем новых образов, позвольте ему витать в облаках. Пусть он сочинит сказку и сам придумает персонажей, снимет на камеру авторскую короткометражку про жизнь вашего домашнего питомца или нарисует на оконном стекле цветы(к счастью, в продаже есть прекрасно смываемые детские краски для стекол). Сила воображения уводит от скуки и тревоги, раздвигает границы привычного мира. Такое состояние, когда человек полностью включен в то, чем он занимается, называется «поток» — эту концепцию разработал известный современный психолог МихайЧиксентмихайи. Ребенок в состоянии такого творческого «потока» лучше осознает сам себя. Но самое главное – не оценивайте сына или дочь в процессе творчества, ведь все это делается не ради «улучшения навыков», а просто ради удовольствия. Параллельно предлагайте детям такие виды деятельности, где максимально используется один из органов чувств. Можно лепить фигурки из марципана (с обязательной дегустацией), слушать с закрытыми глазами музыку или угадывать фрукты по аромату. Виды творчества, отдельно стимулирующие обоняние, осязание или слух, «тренируют» воображение, дают возможность почувствовать себя «изнутри». Кроме того, когда ребенок творит просто потому, что это приносит ему радость, а не ради оценки, это делает его счастливым. Опыт полезного безделья Моменты безделья бывают разными: когда они случаются на фоне сменяющих друг друга телепрограмм или под звуки стрельбы из виртуального ружья в какой-нибудь «стрелялке», ни о каком прикосновении к собственному «Я» не может быть и речи. А вот удобно сидеть в кресле, бродить по дому, просто мечтать – все эти разновидности безделья для ребенка весьма продуктивны. Такие моменты релаксируют, успокаивают его ум, который уже не раздражают внешние стимулы. Когда этот наружный информационный шум отсутствует, дети могут чувствовать свою автономность, свою уникальность и отделенность от внешнего. В эти мгновения может прийти неожиданное осознание того, чегоони хотят на самом деле. Кроме того, минуты, которые ребенок проводит наедине с собой, дают ему возможность аккумулировать силы, необходимые для взаимодействия с окружающими людьми. Так что бездеятельность тоже может быть полезной, ведь личностью является не тот, кто много делает, а тот, кто осознает, что ему действительно нужно и делает именно это.
Статья предоставлена: Аревик Чахоян,
специально для ДЕТИНФОРМ